В этом году мне удалось поработать совместно с выпускником колледжа и провести исследование, посвящённое взаимосвязи между уровнем счастья и самоэффективностью, которое легло в основу данной статьи. Эксперимент проводился среди студентов колледжа PMI College, расположенного в городе Тагбиларан на острове Бохол, Филиппины. В исследовании приняли участие 209 студентов, которым были предложены два стандартизированных психологических опросника.

Для определения уровня субъективного ощущения счастья применялся Oxford Happiness Questionnaire (OHQ) — Оксфордский опросник счастья, признанный во многих странах инструмент для измерения общего эмоционального благополучия. Для измерения уровня личной самоэффективности, то есть способности человека справляться с задачами и верить в собственные силы, использовалась General Self-Efficacy Scale (GSE) — Общая шкала самоэффективности, также широко признанная в международной научной практике.

Результаты статистического анализа данных, собранных с помощью первого опросника, показали, что 69% опрошенных студентов можно отнести к группе «скорее счастливых», в то время как оставшиеся 31% попали в категорию «скорее несчастливых». Примечательно, что полученные значения в основном распределялись в средней зоне шкалы, без значительных смещений в сторону крайностей. Также был зафиксирован низкий уровень стандартного отклонения, что указывает на однородность выборки и схожесть эмоционального состояния участников исследования.

Важно понимать, что уровень счастья является субъективным показателем, подверженным влиянию множества факторов, включая как внешние обстоятельства (например, подготовка к экзаменам, требования учебной программы, ожидания со стороны родителей), так и внутренние (личные переживания, самооценка, утомление). В связи с этим результаты нельзя рассматривать как нечто статичное или универсальное. Напротив, данные отражают конкретную точку во времени и могут изменяться в зависимости от жизненных обстоятельств, эмоционального фона и уровня стресса.

Анализ результатов второго опросника (GSE) также продемонстрировал низкий уровень отклонений, что вновь подтверждает однородность исследуемой группы. Средний балл по шкале самоэффективности составил 2.77 из максимально возможных 4.00. Это значение указывает на то, что студенты в целом обладают нормальным, умеренным уровнем самоэффективности. Они проявляют достаточную степень самомотивации и способны справляться с повседневными задачами, особенно связанными с учёбой и бытовыми обязанностями.

Чтобы установить характер связи между двумя психологическими феноменами — счастьем и самоэффективностью — мы провели корреляционный анализ с использованием коэффициента корреляции Пирсона. Результат анализа показал значение 0.338, что указывает на умеренную положительную корреляцию. Это значит, что определённая зависимость между счастьем и самоэффективностью существует: студенты, которые ощущают себя более счастливыми, чаще проявляют и более высокий уровень самоэффективности. Однако данная зависимость не является сильной или прямой.

Следует подчеркнуть, что такой уровень корреляции не позволяет утверждать, что несчастный человек обязательно будет неэффективен, а эффективный — непременно счастлив. Эти качества не являются полностью взаимозависимыми. Это важное наблюдение подтверждает тот факт, что внутреннее ощущение счастья не всегда выступает в роли ключевого мотивационного ресурса для активности, ответственности и способности к преодолению трудностей. Мотивация может быть обусловлена другими факторами, такими как долг, амбиции, внешние обстоятельства или даже страх неудачи.

После проведения этого исследования у меня возник живой интерес — а будут ли аналогичные результаты среди студентов в России? Каковы культурные, образовательные и социальные различия, которые могут повлиять на восприятие счастья и самоэффективности у молодёжи в другой стране? Думаю, подобное сравнительное исследование могло бы дать ценные и любопытные результаты, поэтому оставляю эту тему для будущих исследований.

Даниил Сувор, клинический психолог